Оптическое и механическое смешение цветов в живописи
Существует два способа смешения цветов: механическое и оптическое. Важно помнить о том, что результаты часто получаются совершенно разными.
Механическое смешение цветов происходит, когда художник смешивает на палитре краски для получения нужного цвета.
Оптическое смешение цветов достигается при определенных условиях, когда два исходных цвета расположены рядом и на расстоянии сливаются в один цвет, так голубые и желтые точки расположенные поочередно, в целом с определенного расстояния воспринимаются единым зеленым цветом. Однако далеко не всегда при механическом смешивании желтой и голубой краски на палитре можно получить зеленый цвет. Опытный живописец хорошо знает свойства красок, и при помощи смешивания нескольких пигментов легко получает нужный оттенок того или иного цвета. Цена этого умения - череда проб, ошибок и находок ежедневной многочасовой практики. Предложенная ниже цветовая палитра является результатом моего личного опыта.
Однажды выбравшись на этюды я с ужасом обнаружил, что сумка с красками стала весить 5 килограмм, и это не считая этюдника и прочих мелочей. Именно вес сумки побудил меня всерьез замыслиться над тем - от каких красок можно избавиться. Задача заключалась в том, чтоб имея минимальное количество красок путем смешения получать все необходимые чистые максимально приближенные к спектральным цвета.
В состоянии глубокой задумчивости я стал постепенно выкладывать тюбики из пакета. Первым делом я отказался от всех земель. Затем в расход были пущены дублирующие цвета. Последними оказались цвета, которые можно получить путем смешения других. В итоге, через несколько месяцев в коробке осталось всего шесть тюбиков.
1. Белила цинковые
2. Кадмий лимонный ( оригинал)
3. Индийская желтая
4. краплак красный прочный
5. Ультрамарин светлый
6. ФЦ зеленая
На всякий случай я провел Свето пробу, для этого я на полоске картона сделал выкрасы цветов во всех возможных комбинациях, разрезал картон на две части, так чтоб линия разреза прошла через все выкрасы и поместил одну часть картона под стекло на яркий солнечный свет, а другую полоску картона спрятал в тень. Через месяц я соединил обе части картона, чтоб сравнить на сколько полученные смеси являются светопрочными. Все цвета остались без изменений и только ФЦ в сочетании с белилами слегка выгорела, и то в пределах допуска. Полученная Цветовая палитра оказалась настолько удачной, что я ей успешно пользуюсь и по сей день.
Поскольку данная цветовая палитра позволяет получить все чистые цвета максимально приближенные к спектральным, то ее можно использовать как для широкой манеры, так и для мелкого письма с применением оптического смешивания.
Святослав Брахнов